Знакомство детей с устным народным творчеством "Фольклер"
Программа занятий
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Таскинский детский сад «Малышок»
Программа
Знакомство детей с устным народным творчеством.
(средняя группа)
Пояснительная записка
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа.
Фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. Пословицы, песни, обряды, сказки давшие людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Цель:
- Познакомить детей с русским народным фольклором.
- Развивать память, речь, творческое восприятие.
- Воспитывать любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Задачи:
- 1.Разучивать русские-народные песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д.
- 2.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей в играх детей.
- 3. Развивать фантазию, творчество, воображение.
- 4.Способствовать развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности.
Результатами проведенной работы являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Дети умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Календарное планирование
Тема занятия |
Содержание |
|
Сентябрь |
«Во саду ли, в огороде» |
Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». |
«У бабушки в деревне» |
Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных |
|
«Коровушка и бычок» |
Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка |
|
«Бычок – черный бочек» |
Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца» |
|
Октябрь |
«Приглашаем в гости к нам » |
Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
«Гуси – лебеди» |
Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». |
|
«Матрешки» |
Использование на занятии русского народного костюма. Знакомство с матрешкой. |
|
«Золотое веретено» |
Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» |
|
Ноябрь |
«Волшебные спицы» |
Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья) |
«Лисичка со скалочкой» |
Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» |
|
«Петушок - золотой гребешок» |
Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» |
|
«Чудесный сундучок» |
Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. |
|
Декабрь |
«Здравствуй зимушка- зима» |
Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» |
«Зимовье зверей » |
Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок» |
|
«Одень зверей» |
Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» |
|
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» |
Знакомство с празднованием Нового года. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок. |
|
Январь |
«Сундучок Деда Мороза» |
Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» |
«Лиса и козел» |
Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел». |
|
Знакомство детей с рождественскими колядками. |
Рассказ воспитателя о рождественских песнях-колядках. Пение колядки. |
|
«Заюшкина избушка» |
Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». |
|
Февраль |
«Кто же в гости к нам пришел?» |
Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» |
«Русская балалайка » |
Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. |
|
«Лисичка-сестричка» |
Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». |
|
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» |
Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины. |
|
Март |
«При солнышке - тепло при матушке – добро». |
Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
«Весна, весна, поди сюда!» |
Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. |
|
«Пасха» |
Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко» |
|
«Пасхальное яичко» |
Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. |
|
Апрель |
«Шутку шутить – людей насмешить» |
Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. |
«Небылица- небывальщина» |
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. |
|
«Чудесный сундучок» |
Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. |
|
Май |
«Времена года » |
Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
«Игра с Колобком» |
Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «»Колобок |
|
«Прощание с избой » |
Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). |
Литература
1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»