Знакомство детей с устным народным творчеством
Программа занятий
Программа кружка «Знакомство детей с устным народным творчеством.
Календарно-обрядовые праздники»
Пояснительная записка
Сегодня мы на многое смотрим по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры: как жили русские люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чем мечтали.
Необходимо было донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в русских народных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Неоценимым национальным богатством являются календарные обрядовые праздники. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства это и будет приобщением детей к важной части духовной культуры народа.
Для написания кружка была использована программа для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников дошкольных» Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Программа ориентирована на старший дошкольный возраст.
Цели и задачи: познакомить детей с русским народным фольклором; развивать и совершенствовать словарный запас детей; воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю. Воспитывать любовь и гордость к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Ожидаемый результат: Использование детьми в активной речи потешек, закличек, считалок. Дети умеют играть в русские народные игры. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества. Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности
Календарное планирование
Старшая группа
Тема занятия |
Содержание |
|
Сентябрь |
«Гуляй, да присматривайся» |
Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Веснушка - осень» |
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» |
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. |
|
«Вершки да корешки» |
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. |
|
«Хлеб всему голова» |
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. |
|
Октябрь |
«Октябрь пахнет капустой» |
Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попеки «Восенушка - осень» |
«Зайчишка-трусишка» |
Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» |
|
«У страха глаза велики» |
Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» |
|
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» |
Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. |
|
Ноябрь |
«Народные примет » |
Знакомство с приметами на ноябрь месяц. |
«Гончарные мастеровые» |
Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» |
|
«Что нам осень принесла?» |
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. |
|
«Крестьянская игрушка» |
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. |
|
Декабрь |
«Здравствуй, зимушка-зима!» |
Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» |
«Проказы старухи зимы» |
Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» |
|
«Зимние святки» |
Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) |
|
«С новым годом со всем родом» |
Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. |
|
Январь |
«Пришла коляда – отворяй ворота» |
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. |
«Гуляй, да присматривай» |
Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» |
|
«Сказка для Кузи» |
Самостоятельное рассказывание детьми сказок |
|
Февраль |
«Гуляй, да присматривай» |
Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза» |
Народная вышивка |
Знакомство с народной вышивкой. Обучение детей вышиванию тамбурным швом |
|
«На героя и слава бежит » |
Беседа о русских богатырях |
|
«Ой, ты, Масленица!» |
Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно» |
|
Март |
«Нет милее дружка, чем родимая матушка» |
Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
«Гуляй, да присматривайся» |
Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетели» |
|
«Мудреному и счастье к лицу» |
Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. |
|
Вербное воскресенье |
Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище», |
|
Апрель |
«Небылица в лицах, небывальщина» |
Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» |
Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» |
|
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» |
Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. |
|
«Красна горка» |
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. |
|
Май |
«Весна красна цветами» |
Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом» |
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». |
Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». |
|
«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» |
Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. |
|
Прощание с «избой». |
Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |
Подготовительная группа
Тема занятия |
Содержание |
||
Сентябрь |
«Осень – сноп последний косим» |
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. |
|
«Корнеплоды» проводится 13 сентября в Куприянов день |
Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки. |
||
Семенов день (14 сентября) |
Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха» |
||
«Хлеб - всему голова» |
Беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе |
||
Октябрь |
«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» |
Беседа о характерных приметах октября |
|
Покров (14 октября) |
Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель». |
||
«Посиделки» 27октября (Параскева-льняница) |
Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота» |
||
«Муравьи» 28 октября (Ефимий) |
Познакомить детей с образом жизни муравьев и их поведением в природе, загадки об этих насекомых |
||
Ноябрь |
«Синичкин день» |
Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. |
|
Народная игрушка |
Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства. |
||
«Где живет перо Жар – птицы?» |
Знакомство детей с хохломской росписью |
||
«Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома» |
Рассказ о традициях хохломской росписи |
||
Декабрь |
«Зима – не лето, - в шубу одето» |
Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь». |
|
«Светит, да не греет» |
Беседа о разных источниках освещения |
||
«Пришел мороз – береги ухо и нос» |
Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. |
||
Снегурочка – внучка Деда Мороза |
Знакомство со сказкой «Снегурочка». |
||
Январь |
«Пришла Коляда на кануне Рождества» |
Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок. |
|
«Зимние узоры» |
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц |
||
«Гжель прекрасна» |
Знакомство с гжельским художественным промыслом. |
||
Февраль |
«Гуляй, да присматривай» |
Беседа о характерных особенностях февраля |
|
«Дело мастера боится» |
Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве. |
||
«На героя и слава бежит » |
Рассказ о русских богатырях |
||
Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! |
Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. |
||
Март |
«Сердце матери лучше солнца греет» |
Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
|
«Русская матрешка» |
Рассказ о матрешке. Разучивание частушек |
||
«Живет в народе песня» |
Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. |
||
Вербное воскресенье |
Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» |
||
Апрель |
«Грач на горе – весна на дворе» |
Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. |
|
«Шутку шутить – людей насмешить» |
Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница» |
||
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» |
Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. |
||
«Красна горка» |
Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» |
||
Май |
«Литературная викторина» |
Литературная викторина. Игра -драматизация |
|
«Край родной навек любимый» |
Русские подвижные игры на открытом воздухе. |
||
«Пастухи» |
Познакомить детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения. |
||
Прощание с «избой». |
Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие |
||
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»